Ковыкта копит силы
«Там, где вы стоите, ещё вчера была тайга», — объясняют газодобытчики, показывая новую электростанцию, лабораторию и находящуюся в процессе реконструкции установку подготовки газа журналистам, побывавшим недавно на Ковыктинском газоконденсатном месторождении. И добавляют: «Но это ещё не „Большая Ковыкта“». Большая стройка начнётся здесь в следующем году. А пока Ковыкта копит силы для будущего рывка и подготовлена к работе в осенне-зимний период.Дорога на Ковыкту для нас началась в Иркутске — от офиса компании «Газпром добыча Иркутск». Отсюда отходит автотранспорт, доставляющий газовиков на очередную двухнедельную вахту. Кстати, далеко не все специалисты приезжают на Ковыкту из Иркутска. Уже сегодня на промысле много людей из других районов, в том числе из ближайших посёлков — Магистрального и Жигалово, Братска. А кадровая политика компании направлена на подготовку кадрового резерва из числа местных жителей. В 2014 году было подписано соглашение о сотрудничестве между ИРНИТУ и ООО «Газпром добыча Иркутск». В рамках этого сотрудничества студенты проходят практику на промысле и в офисе компании. Началось обучение газпромовских «целевиков». В прошлом году впервые бойцы политеховского стройотряда работали на Ковыктинском газоконденсатном месторождении.
— Нужно готовить рабочие кадры непосредственно на территориях муниципальных образований Казачинско-Ленского и Жигаловского районов, чтобы сразу на месте давать ребятам практику, а по окончании учёбы — работу, — отметил генеральный директор ООО «Газпром добыча Иркутск» Андрей Татаринов на встрече с ректоратом ИРНИТУ. Надо полагать, этот тезис целиком поддерживают местные жители. Для ребят из глубинки региона это замечательная возможность остаться дома и при этом получить отличную рабочую специальность. А дальше наиболее способные и мотивированные смогут продолжить учёбу в ИРНИТУ и вернуться на предприятие уже высококлассными профессионалами. В нефтегазовом комплексе очень высокие требования к специалистам, в том числе и к рабочим. Если парень «вырос» на промысле, понял, что хочет заниматься этим делом, ему будет проще учиться, а потом и адаптироваться на рабочем месте.
В ближайшие годы Ковыкте потребуется много трудовых ресурсов. Проект, реализуемый ПАО «Газпром» на севере Иркутской области, в свою очередь, является частью масштабной государственной Восточной газовой программы, которая направлена на создание единой газотранспортной системы страны. В рамках этой программы строится газопровод «Сила Сибири». Обеспечить подачу первого ковыктинского газа должны в декабре 2022 года, до этого времени на месторождении предстоит провести огромную работу, сопоставимую разве что с ударными советскими стройками. Например, если сегодня на промысле одновременно работают около ста человек, в дальнейшем будут работать не менее тысячи, то есть в десять раз больше. В частности, уже сегодня нужны строители, геологи, энергетики, специалисты по бурению, по обустройству месторождений, а после ввода объектов в эксплуатацию потребуются специалисты по обслуживанию газовых скважин, добыче газа и газового конденсата, автоматизации и многие другие.
Рабочие будни «Нючакана»
Дорога до вахтового посёлка занимает целый день. Быстро по трассе не поедешь, потому что местами нет даже гравийного покрытия. Но вся логика развития событий подсказывает: в скором будущем вместе с развитием месторождения Жигаловский и Казачинско-Ленский районы получат и качественную дорогу.
На базе «Нючакан», где в основном и живут вахтовики, всё ещё стоят в несколько рядов первые деревянные домики газовиков. Они были поставлены ещё в ту пору, когда все поняли, что у месторождения большое будущее. Но ещё никто не знал, что будущее назовут «Силой Сибири».
В посёлке есть баня, бильярдный зал, тренажёрка, библиотека и пункт связи. Чуть в стороне — белоснежное здание, в котором находятся столовая, магазин и общежитие для сотрудников. В комнатах живут по 2–3 человека. Посёлок, расположенный в глухой тайге, обеспечен благами цивилизации получше, чем некоторые не самые маленькие деревни. Своя электростанция, которая работает на тут же добытом газе, вырабатывает достаточно электроэнергии, чтобы покрыть бытовые нужды посёлка и, конечно, потребности промобъектов. Поэтому здесь есть и отопление, и горячая вода, и благоустроенные туалеты, и душевые кабины. Имеются также кабельное телевидение и платный wi-fi.
— Если вы приедете сюда через год, вообще ничего не узнаете, — обещают вахтовики. Здесь все живут ожиданием большой стройки, или, как здесь говорят, Большой Ковыкты. В будущем году маленькие деревянные домики первых газовиков планируется снести. На их месте будет отстроен новый посёлок, в котором, по выражению самих газодобытчиков, «всё будет по стандартам „Газпрома“, то есть ещё лучше, чем теперь.
Работы начнутся не раньше, чем весной сойдёт снег и оттает суровая сибирская земля. А пока Ковыкта только готовится к зиме. И основная подготовка проходит, конечно, не в посёлке, а на главной промплощадке, где добывают и обрабатывают газ.
Газ начинается с «ёлки»
Установка подготовки газа, или, если коротко, УПГ-102, начинается… с «ёлки», или «кормилицы». Именно так ласково газодобытчики называют фонтанную арматуру, непосредственно выходящую из устья скважины. Кстати, сама арматура вовсе не зелёного, а приятного синего цвета. Она уходит в землю на глубину 3,3 километра. Там, в Парфёновском горизонте, залегает ковыктинский газ, «спрятанный» в пористую породу, напоминающую пемзу. Примечательно, что природный газ не имеет запаха. В него специально добавляют серосодержащий меркаптан, чтобы человек мог почувствовать присутствие вещества в случае утечки.
У «ёлки», которая находится непосредственно на площадке УПГ-102, вентиль пока перекрыт. В эксплуатации находится скважина № 101.1. Этого хватает с лихвой. Ведь газ пока добывается в минимально необходимых объёмах. Сегодня на газоконденсатном месторождении всего шесть эксплуатационных скважин. Но для того, чтобы выйти на запланированные уровни добычи — до 25 млрд куб. м ежегодно, в ближайшие годы предстоит построить несколько сотен таких скважин, обустроить десятки кустовых площадок, возвести около тысячи километров газосборной сети, три установки комплексной подготовки газа, компрессорные станции, терминалы отгрузки конденсата. Рассчитано, что газа Ковыкты хватит минимум на сто лет полномасштабной добычи.
На УПГ нас встречает начальник участка по добыче и подготовке к транспортировке газа, газового конденсата и нефти Игорь Сухарев.
— Вот смотрите, весь газ, который у нас есть, поступает отсюда, — Игорь Сухарев начинает экскурсию по УПГ-102 от «ёлки»-«кормилицы». — Дальше по изолированному трубопроводу пластовая смесь поступает на завод. Попадает на входной сепаратор, где происходит первичное отделение газовых фракций. Затем проходит через теплообменник и поступает в установки низкотемпературной сепарации газа.
Низкотемпературный сепаратор круглый год покрыт толстой коркой льда. Даже в самые жаркие летние дни лёд на боках агрегата не тает. Из устья скважины пластовая смесь поднимается тёплой, её температура составляет около 20 градусов. Но за счёт резкого падения давления внутри сепаратора происходит понижение температуры до минус 40 градусов.
— Это так называемый дроссель-эффект, который используется при осушке газа, — объясняет Игорь Сухарев. — Затем газ попадает на модуль стабилизации конденсата. Главным конечным продуктом этого длинного процесса является метан осушенный, который и будет в дальнейшем закачиваться в магистральный трубопровод «Сила Сибири».
Из пластовой смеси на установке извлекают пропан-бутановую фракцию, стабильный газовый конденсат. Их отгружают потребителям — котельным посёлков Жигалово и Качуг, частным компаниям Иркутской области. Метан, который в будущем планируется экспортировать, пока используется лишь на местной электростанции.
Летом на УПГ-102 был проведён планово-предупредительный ремонт. Установка была остановлена, и целый месяц на площадке стояла непривычная тишина. Сепараторы и резервуары вскрывали, опорожняли, чистили, проверяли и снова собирали.
Не менее тщательно к зиме были подготовлены все трубопроводы, резервуары, запорная арматура.
Осенью запланирована ещё одна остановка производства, связанная теперь уже с реконструкцией оборудования. Сейчас на установке идут работы по монтажу нового, более современного трубопровода, который соответствует мировым стандартам. Кроме того, готовится к запуску новая система пожаротушения, строится современный парк хранения пропан-бутана.
Временно остановлена опытно-промышленная мембранная установка. Особенность ковыктинского газа — высокое содержание гелия. Более «жирный» газ можно найти только на Чаяндинском месторождении в соседней Якутии. На Ковыкте сосредоточена значительная часть всех российских запасов гелия, который называют стратегическим сырьём будущего. Экспортировать газ вместе с гелием немыслимо, но выделить его и сохранить для последующей переработки не так-то просто. Поэтому уже несколько лет на опытной площадке отрабатывается новейшая технология по извлечению гелия посредством специальных мембран. Этот метод позволяет снизить содержание гелия в пластовой смеси с нынешних 0,28% до 0,05%. Важно, что мембранное газоразделение гораздо экономичнее, чем альтернативные криогенные технологии.
— Были опробованы разные образцы оборудования как отечественного, так и зарубежного производства, — говорит Игорь Сухарев. — Большая газоразделительная установка будет работать на территории Чаяндинского газоконденсатного месторождения в Якутии. Именно там из ковыктинского газа будут извлекать гелий перед транспортировкой потребителям.
«Там, где вы стоите, два года назад был лес густой»
С площадки УПГ-102 видно, как тонкая серебряная нитка газопровода тянется вдоль дороги к новой электростанции собственных нужд (ЭСН). По нему на станцию поступает газ. Вырабатываемой здесь электроэнергии хватает и на промобъекты, и на обеспечение жизнедеятельности вахтового посёлка. Подготовка к зиме здесь тоже закончена. Проверены все узлы и агрегаты, все системы жизнеобеспечения электростанции.
— Ещё два года назад там, где вы стоите, был лес густой, — говорит мастер участка ЭСН Геннадий Подлубный. — Здесь находились старые установки, но они занимали буквально один угол от нынешней площадки электростанции.
ЭСН была запущена в прошлом году. Здесь пять агрегатов, каждый из которых способен в одиночку выдать необходимое количество электроэнергии. Один из них работает, второй всегда находится в горячем резерве и готов к работе. Даже если когда-нибудь сюда протянут линию электропередачи с большой земли, ЭСН никто не остановит. Газовый промысел не может оставаться без резервного источника питания.
Стоя рядом с работающими на голубом топливе электрогенераторами, сразу понимаешь все преимущества газификации. Газ — это самое экологически безопасное топливо. Поэтому на промысле всегда лежит чистый белый снег. Здесь не бывает разливов масла, нет ни сажи, ни копоти, ни шума.
Но так было не всегда. Геннадий Подлубный на промысле работает с 1996 года. Он видел, как здесь всё начиналось.
— Когда первый раз сюда приехал, стояли четыре электростанции ПС-2500 на основе авиационных двигателей, — рассказывает Геннадий. — Дело было под Новый год, и мне кажется, снега было в разы больше, чем сейчас. Сугробы по 2,5 метра. Прямо на территории можно было и зайцев, и лис встретить. А медведи и сейчас летом наведываются. По дороге на ЭСН каждое лето ходят. Охотиться у нас строго запрещено, да и вообще обижать медведей нельзя. Так вот, когда мы приехали, электростанции ещё не работали. Мы доводили их до ума, запускали в работу. Жили в вагончиках, грелись сначала от дровяных печей. Потом запустили станции, и пришла к нам цивилизация.
Конечно, старые электростанции с нынешними невозможно даже сравнивать. Самая старая — 1976 года выпуска. Двигатели для неё были сняты «с крыла», то есть демонтированы с самолёта Ан-12. Много где эти станции отработали.
— Недалеко от Киренска есть посёлок Марково, и, насколько я знаю, его электроснабжение осуществлялось как раз от этих станций, — говорит Геннадий Подлубный. — Конечно, они не были снабжены системами шумоглушения, пожаротушения, не говоря уже о газоснабжении, очистке газа и воздуха, системе охлаждения масла и подогрева двигателей, которые есть на современной станции. Теперь всё сделано по самым современным стандартам.
За тем, как бьётся электрическое сердце промысла, в онлайн-режиме следят операторы. На мониторах отражаются все рабочие параметры, и, если один из них начнёт отклоняться от заданных границ, техника тут же пошлёт диспетчеру сигнал. Всё это очень сильно облегчает работу мастеров, а заодно позволяет нивелировать человеческий фактор и даёт всей системе многократный запас прочности.
В контексте
Ковыктинское газоконденсатное месторождение является одним из крупнейших в мире и самым крупным в Восточной Сибири по запасам газа, которые оцениваются в 2,7 трлн м3. Оно расположено на территории двух муниципалитетов Иркутской области — Жигаловского и Казачинско-Ленского районов. В настоящее время возможный уровень добычи прогнозируют в размере 25 млрд м3 в год. Планируется, что месторождение станет одним из базовых для наполнения магистрального газопровода «Сила Сибири». Бурение разведочных скважин на Ковыкте началось летом 2014 года.
Гарантия качества газа
В 2017 году на Ковыктинском газоконденсатном месторождении появилась собственная лаборатория. В прошлом году лаборатория прошла оценку соответствия, которую проводил иркутский Центр стандартизации и метрологии. Теперь весь газ, добываемый на Ковыкте, проходит анализ качества именно здесь. Раньше пробы приходилось возить в Иркутск.
— Операторы отбирают пробы на месторождении и доставляют их в лабораторию, — рассказывает ведущий инженер химико-аналитической лаборатории инженерно-технического центра Елена Колесникова. — Пропан-бутановую фракцию перевозят в специальных пробоотборниках, а стабильный конденсат — в бутылках из тёмного стекла. Мы их регистрируем и передаём лаборанту для проведения химического анализа. Анализируются показатели, которые заложены в технических условиях. Если всё в норме, выдаём паспорт качества, который необходим уже для потребителя газа. Паспорт — это гарантия качества, без него газ отгружать нельзя.
Пока в лаборатории выдают паспорта качества на пропан-бутановую фракцию и стабильный конденсат. Когда начнётся транспортировка метана, лаборанты будут принимать и этот продукт. Специалисты утверждают, что природный ковыктинский газ имеет высокие качественные характеристики. В нём практически отсутствуют сера и сероводород, а значит, не требуется дополнительная очистка. И только высокое содержание гелия требует дополнительных усилий по извлечению этого подарка природы.
Оценку качества газа производят ежедневно, это необходимо не только для изготовления паспортов вещества, но и для отработки режима добычи. Полученные данные передают операторам на участок. В зависимости от показателей специалисты сразу могут определить, нужно ли поднять или снизить температуру, увеличить давление и так далее.
Пока Ковыкта не заработала в полную силу, с существующей нагрузкой в лаборатории справляются семь сотрудников. В ближайшее время будет принят ещё один работник, и тогда штат можно будет считать укомплектованным. Временно, конечно, до тех пор, пока не проснётся «Большая Ковыкта». А пока лаборатория, как и все остальные объекты, готовится к зиме. Обязательно проверяются все жизнеобеспечивающие системы, которые позволяют лаборатории функционировать в нормальном режиме. Это и канализация, и вентиляция, по графику проводится техническое обслуживание лабораторного оборудования. Впрочем, это делается в процессе работы постоянно, а не только в осенне-зимний период.
Тихо засыпает, уходит в зиму сибирская тайга вокруг небольшого вахтового посёлка. Копит силы во время зимней спячки, чтобы весной взорваться птичьими голосами, миллиардами лопнувших зелёных почек, разбрызганных по полянам первоцветов. В тайге начнётся новая жизнь. Начнётся новая жизнь и на промысле. Как говорят сами вахтовики, здесь и сейчас всё очень быстро меняется: «Если вы были здесь пару лет назад, сегодня вы не узнаете Ковыкту. А ещё через пару лет не узнаете ничего из того, что видите сегодня».
Источник: Восточно-Сибирская правда